28 октября 2020 года

Новости

10.09.2020

Из истории дорожного строительства в Чувашии (90 лет назад (1930) в Чувашской АССР проходила «Неделя дороги», проводившаяся в целях восполнения пробелов в транспортном хозяйстве республики)

С образованием в 1929 г. при СНК Чувашской АССР Управления шоссейных, грунтовых дорог и автотранспорта было положено начало плановому ведению дорожного строительства и организации самостоятельного дорожного органа, возглавляющего строительство безрельсовых дорог на трактатах всех категорий. Это время совпало с моментом начала решительной борьбы с бездорожьем в республике. Особое внимание к этому вопросу помимо общей отсталости дорожного хозяйства было обусловлено также наличием резкого расхождения в темпах строительства в сравнении с более интенсивным ростом строительства всего народного хозяйства в целом. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.12. Д.175. Л.22)

Коренной перелом в деле дорожного строительства произошел в 1930 г., когда Правительство Чувашской АССР приступило к полной реализации Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О дорожном строительстве и трудовом участии в нем населения». Чувашская АССР впервые в Советском Союзе организовала и провела в опытно-показательном порядке кампанию по массовому дорожному строительству, на основе трудового участия в работах населения и мобилизации внутренних ресурсов, широком вовлечении всех хозяйственных, культурных и общественных организаций республики.

С 1930 г. на дорогах Чувашии почти впервые начали производиться строительно-ремонтные работы. Особое внимание было обращено к тракту Чебоксары - Канаш, являющегося главной магистралью республики, связывающей ее столицу с железнодорожным центром.  В связи с этим Чувашским обкомом ВКП(б) было принято решение провести с 10 по 20 сентября 1930 г. «Недели дороги». Неделя дороги» проходила «под знаком восполнения пробелов, имеющихся в транспортном хозяйстве, широкой мобилизации всей общественности ЧАССР на борьбу с бездорожьем, популяризации идей дорожного строительства и вовлечения широких слоев трудящихся в автодорорганизации». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.12. Д.175. Л.14)

Для оперативного руководства проведением «Недели дороги» был организован центральный штаб в составе представителей Чувашавтодора, областного комитета комсомола, ряда хозяйственных и кооперативно-колхозных организаций под председательством члена бюро обкома партии, председателя Совнаркома республики П.Я. Самарина. Аналогичные комиссии были организованы во всех районах и при всех сельских исполкомах. Для руководства и оказания помощи на местах из Чебоксар во все районы были направлены уполномоченные – члены обкома партии и правительства республики, другие ответственные работники, не менее одного уполномоченного на каждый район.

Помощь для организации и проведения «Недели дороги» в Чувашии поступала также и из пределов республики. Главдортранспорт и Нижкрайдортранс в помощь Чувашской Республике на время проведения «Недели дороги» прислали 3 инженеров, 5 техников, 1 дорожного мастера и 1 десятника. В итоге вместе с имевшимися в распоряжении Чувашавтодора инженеров стало 5 чел., техников - 8, десятников - 9, дорожных мастеров – 4. Кроме этого, на местах были мобилизованы работники местного коммунального, сельского и лесного хозяйств - примерно около 40 человек, были привлечены и курсанты, окончившие одномесячные курсы низовых дорожных работников в количестве 28 человек. Отдельные районы республики привлекли к работе специалистов смежных профессий: землеустроителей, мелиораторов, лесотехников и других. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.12. Д.175. Л.15)

Проведение «Недели дороги» явилось толчком для формирования качественной дорожной сети республики с соединением районов Чувашии с ее столицей и железнодорожным центром. Были определены очередность строительства дорог, объем и место работы, а также потребность рабочей силы, инвентаря, транспортных средств, материалов и оборудования.

План дорожного строительства и ход работы широко обсуждался и освещалась на страницах республиканских и центральных газет и журналов. Из доклада Чувашдортранса о состоянии дорожного хозяйства Чувашской АССР от 1931 г.: «…Для разъяснения целей и задач трудового участия населения в дорожном строительстве как в центре, так и ан местах вопрос широко освещался на страницах местных газет. В республиканской печати было помещено:

1. Постановлений директивных органов и правительства – 4

2. Статей по организации и проведению строительства – 48

3. Заметок и корректур – 73

4. Специальных страниц – 1

Использовано для разъяснительных целей радио. На местах были организованы киносеансы, лекции, беседы… Выпущены специальные плакаты, лозунги, брошюры на чувашском языке…». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.12. Д.100. Л.15)

В республике проводились месячники борьбы с бездорожьем, ударные двухдекадники по вывозке стройматериалов на места строек. В дорожных работах участвовало около 90% всего трудоспособного населения. Трудящиеся всех районов и колхозов участвовали в соревновании за досрочное выполнение плана строительства дорог.

В 30-е гг. были построены и сданы в эксплуатацию новые мощеные и грунтовые дороги Чебоксары-Канаш, Чебоксары-Ядрин-Шумерля, Чебоксары-Вурнары, Канаш-Батырево-Шемурша, Канаш-Яльчики и др. Было построено и отремонтировано более 22 тыс. погонных метров мостов и труб, осушены ранее непроезжие болота. Из приказа № 142 начальника Главдортранса при СНК РСФСР Толмачева от 26 сентября 1932 г. «О достижении в дорожном строительстве Дортранса Чувашской АССР с трудовым участием населения»: «…Обращает на себя внимание сравнительно высокое качество дорожных работ с трудовым участием населения, правильная разбивка трассы – прямые участки достигают нескольких км., большинство закруглений разбиты по радиусу, правильные заложения откосов, насыпей и выемок…». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.13. Д.125. Л.19)

Так, в сентябре 1930 г. посредством «Недели дороги», одной из первых в борьбу с вековым бездорожьем вступила Чувашская АССР. За короткий срок она покрылась сетью благоустроенных дорог. Ликвидация бездорожья, превращение Чувашии в республику образцовых дорог является одной из важных страниц ее истории.

На снимках:

1. Проведение работ по утюжке металлическим утюгом. 1930-ые гг. 

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1045. Оп.3. Д.2. Л.106.

2. Проведение работ по ремонту полотна тракторной тягой. 1930-ые гг. 

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1045. Оп.3. Д.2. Л.107.

  

 

Максимов Александр Петрович

56-10-78

Поделиться в социальных сетях:
Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений